Традиционный кумыкский платок - «тастар»

Тонкая сеть, мерцающая золотом словно паутина, окутывала хрупкую фигурку девушки. Она стояла у окна, загадочная и таинственная. На улице светило солнце и воздух вокруг неё словно искрился. Любой, кто видел бы её, захотел бы подойти и потрогать этот чудесный тастар – кумыкский национальный головной убор.

Тастары – платки с многовековой историей – сегодня ценятся на вес золота.

Есть мнение, что раньше тастары носили только молодые незамужние кумычки, чтобы неженатые парни знали об их статусе. Если девушка приглянулась, юноша узнавал, где она живёт и отправлял сватов. Тастары также надевали в день свадьбы или на второй день после неё. Это была традиция многовековой истории Дагестана. На какое-то время она была утрачена. Но в последние годы всё больше девушек, да и женщин постарше, предпочитают иметь в гардеробе это изысканное украшение. Тастары могут быть разных цветов и оттенков, белые, чёрные, золотистые, бежевые, но объединяет их одно – нежная паутинка и изысканный узор, работа лучших мастериц своего дела.

Тастару не место в сундуке и видеть его должны не только  в музеях, уверены аксайские мастерицы. Сегодня они делают всё, чтобы как можно чаще национальные платки украшали головы женщин, а старинное рукоделие не было забыто.  

Мастерица из Аксая Изумруд Урмесова рассказывает: «Тастары научилась плести, наблюдая за работой матери. Тогда я училась в 6 классе, прибегала после уроков, садилась и наблюдала за ловкими движениями её рук. Так постепенно научилась и сама создавать сложные узоры. Работа долгая и кропотливая, почти два месяца уходит на создание одного платка или шарфа. Но результат стоит стараний. Несмотря на то,  что тастары сейчас стоят недёшево, в среднем от пяти тысяч, я рада, что многие  кумычки хотят иметь этот головной убор в своём гардеробе!  Впрочем, если молодые девушки носят тастары в виде шарфов, то женщины в возрасте предпочитают платки, причём складывают их вдвое, чтобы не видно было волос».

На создание одного платка уходит почти три месяца кропотливого труда

Изумруд  Ульмесова держит в руках специальный крючок, на него намотана шёлковая нить. Ловкими движениями она завязывает узелок за узелком, не прерываясь ни на секунду, и вот тончайшая сеть появляется из-под её пальцев. После того, как основа готова, начинается самая сложная часть – вышивка узоров. К традиционным орнаментам, которые передаются от матери к дочери, добавились современные, навеянные модой. Работа требует практически ювелирной точности. На создание одного платка уходит почти три месяца кропотливого труда.

Ещё одна мастерица из Аксая Забив Гамзатова делится своей историей: «Это ремесло в нашей семье передаётся из поколения в поколение по женской линии. Конечно, сейчас работы меньше, чем, скажем, было у моей бабушки. Но раньше и платки стоили очень дёшево, примерно за 15 рублей продавали, сейчас цена тастара зависит от размера и сложности узора, это всё ручная работа. От 3000 до 7 000 может доходить цена. Спрос понемногу возрастает – как среди пожилых людей, так и у молодых. Свекрови дарят невесткам, невестки – золовкам и т.д. Ещё очень радует, что моя внучка заинтересовалась этим искусствам. Сейчас учу её».

Тастару не место в сундуке и видеть его должны не только  в музеях

История о том, как тастар помог устроить судьбу одной женщины. Ей было слегка за тридцать, и по каким-то причинам замуж она всё ещё не вышла. На свадьбу младшей сестры она надела платок, который долгие годы лежал в сундуке. Прозрачная узорчатая паутина так красиво смотрелась на изящной голове дагестанки, что вызвала восхищение у большей половины зала и, что намного важнее в нашей истории, у одного мужчины. Он сначала обратил внимание на роскошный платок, а затем разглядел и утончённую красоту обладательницы тастара. Знакомство закончилось свадьбой. И, как говорится в сказках, они жили долго и счастливо. А платок тот женщина передала через много лет своей дочери – на счастье.