Традиции аварского сватовства

У аварцев много интересных обычаев, посвящённых сватовству и свадьбе. Согласие на брак не давали с первого раза, чтобы не уронить авторитет семьи, а невеста после сватовства помогала своей свекрови по хозяйству.

 
Горянка

Поиски невесты для сына родители обычно ведутся в пределах своего тухума. Считается, если жених с невестой из одного рода, то они лучше будут понимать друг друга, да и семейные богатства останутся внутри тухума. Если же сватали невесту из другого рода, то он должен был быть таким же знатным и состоятельным.

В девушках на выданье ценили трудолюбие и опрятность. Особое внимание уделялось здоровью невесты, ведь ей предстояло подарить мужу потомство. У аварцев был распространённым явлением «колыбельный сговор», когда детей сватали ещё в младенчестве. Оценить хозяйственные качества невесты в данном случае было проблематично. Тогда смотрели на мать предполагаемой невесты. Считалось, если она прилежная хозяйка, с кротким нравом и хорошими манерами, то и дочь её будет такой же.

В селении Гидатли в 70-80 годы XX века имел значение и уровень образования новобрачной. Невестка, имеющая диплом, и сейчас предмет гордости для семьи.

Когда родственники жениха окончательно определялись с выбором будущей невесты, они отправляли в дом к девушке сватов. Сначала с предложением к родителям невесты шёл ближайший родственник со стороны отца – дед или дядя. Даже если родные девушки ничего не имели против родства с данным семейством, по традиции, принимали предложение не сразу. Считалось, что быстрое согласие может нанести урон авторитету семьи.

В некоторых аварских сёлах, чтобы сделать предложение, родители мужчины приглашали в гости отца девушки. Его щедро угощали и озвучивали свои планы по скреплению родства. Прежде чем дать согласие, отец узнавал мнение близких родственников. В присутствии свидетелей отец задавал своей дочери вопрос – согласна ли она на этот брак? Если она отвечала отказом, то свадьба отменялась.

Интересный обычай сватовства существовал раньше в Мегебе. Отправляясь в дом к предполагаемой невесте, мать юноши пекла традиционный сдобный хлеб, заворачивала его в белый платок и прятала в хурджин. С этой сумкой она шла в дом к девушке. Повесив хурджин на видное место, она не сообщала о настоящей цели своего визита. Женщины обсуждали будничные темы. Проходило три дня и мать парня вновь приходила в этот дом. И опять не было сказано ни слова. Прощаясь, она забирала свою сумку. Дома, развязав платок, она осматривала хлеб. Нетронутый чурек – отказ, надломленный – решение пока не принято. Если же ж в платке был свежеиспечённый хлеб, значит сватовство состоялось!

Девушки у родника.

Официальным сговором считался момент, когда родители девушки, после нескольких формальных отказов, давали, наконец, положительный ответ – «рагIи кьей». Это событие скрепляли подарком, который был тем дороже, чем ближе было родство между женихом и невестой. В качестве презента преподносили браслет, медный кувшин или деньги.

Через какое-то время после сговора устраивалось сватовство. В качестве сватов отправлялись самые близкие родственники с отцовской стороны. С ними шли мать жениха и его сестра. Выходили к дому невесты вечером, как начнет темнеть. Считалось, что злые духи (у аварцев – «жинал») с наступлением ночи теряют свою силу и не смогут нанести вред делу сватовства.

С момента обручения и до свадьбы невесте делали всевозможные подарки. Одним из таких даров был специальный хлеб «каак».  Он был покрыт сверху слоем халвы «махух» и украшен изюмом, курагой, конфетами и другими сладостями. Заворачивался такой хлеб в дорогой отрез ткани или нарядный платок. В селении Андых «каак» мог достигать метра в диаметре. Невеста с трудом доносила его до дома без помощи посторонних. Жениху, когда он посещал дом невесты, делался ответный подарок – пышка из халвы «махухил гурга» и что-нибудь из одежды. Ближе к свадьбе родственники жениха приглашали родственников невесты на ужин. Такими действиями скрепляли сватовство. Теперь невеста могла посещать дом жениха. Часто она выполняла различные хозяйственные поручения в доме жениха: доила коров, носила воду. С этого времени жених с невестой могли видеться друг с другом, но разговаривать при людях им было запрещено.

Невеста в традиционном платье

Сватовство в наши дни

Многие аварские обычаи ушли в прошлое. Некоторые сохранились только в отдельных сёлах. В городе сватовство всё чаще проводят в кафе, потому что в обычную квартиру не вместить всех гостей. Семьи у аварцев большие, поэтому даже самых близких родственников с одной и другой стороны набирается порядочно.

Родственники жениха приносят подносы со сладостями и фруктами, подарки невесте и её родным, а также деньги «на чемодан». Если вещи невесте были куплены заранее, то сваты приносят их с собой. В свою очередь родители невесты одаривают всех, кто присутствовал на сватовстве со стороны жениха.

Обычно обряд сватовства у аварцев похож на маленькую свадьбу: играет музыка, столы ломятся от угощений, гости танцуют и говорят тосты. Кульминацией является момент, когда парень надевает девушке на палец обручальное кольцо, тем самым официально объявляя её своей невестой. После этого начинаются танцы. Новоиспечённые жених и невеста, а затем и все присутствующие, танцуют лезгинку. В конце вечера в женском кругу проходит демонстрация подарков, которые принесли невесте. Драгоценности тут же надевают на девушку. Часто на украшениях оставляют ценники, чтобы семья засватанной могла в полной мере оценить щедрость будущих родственников.