Свадебные традиции лакцев

В очень далёкие времена у лакцев существовал обычай: если девушке понравился парень, то она запросто могла женить его на себе. Когда возле дома собирались по какому-то случаю мужчины села, девушка выкрикивала из окна имя возлюбленного и своё. И парень, чьё имя прозвучало, обязан был на ней жениться.

Лакская невеста

У лакцев, как и у других народов Дагестана, к выбору невесты подходили очень ответственно. Когда парень достигал брачного возраста, а в селениях он наступал в 16-18 лет, родители и самые близкие родственники начинали поиски избранницы. Обычно ею оказывалась родственница 14-16 лет, с хорошей репутацией из семьи с равными финансовыми возможностями. Когда кандидатура невесты была утверждена на семейном совете, к её родителям посылали «разведчиков», чтобы узнать мнение второй стороны о предполагаемом союзе. И только тогда, уверенные в положительном ответе, лакцы отправляли сватов.

Сватовство и обручение

Посланцев принимали торжественно, угощали праздничным обедом, а к концу трапезы приносили гостям отведать мёд и «ницIахун чатI» – сдобный хлеб, приготовленный специально по этому случаю. И мероприятие называется так же – «НицIaхун чатI».

Далее следует официальное обручение – «Махъ кутIа бан». В этот день родственники жениха преподносят невесте кольцо и подарки. Родные девушки, в свою очередь, вручают гостям подносы со сладостями и халвой.

После обручения бывает ещё один приём, который называется «аъш лаххан», что с лакского языка переводится как «надеть знак». В качестве такового могут быть ткани, серебряные и золотые украшения. С этого момента жених может общаться с невестой, но только у неё дома и только в присутствии её отца. Такие посещения получили в народе название «ххуллу лахьхьин» – «привыкнуть к маршруту».

Интересно, что с этого времени жених берёт на себя и часть забот по материальному обеспечению невесты. В частности, он обязан теперь одевать свою избранницу.

С момента сватовства и до свадьбы мог пройти не один год, пока жених не подкопит денег на свадебное торжество. Невеста за это время должна была сшить ему свадебный костюм. Заранее выкроенный, его приносили в дом к невесте родственники жениха. Невесте оставалось сшить куски материи друг с другом. Этот обычай служил «проверкой» хозяйственных навыков невесты. Как только костюм был готов, жених сразу его надевал и носил вплоть до окончания свадьбы.

Мехенди

Затворничество невесты

За неделю до свадьбы девушка становилась «затворницей» в доме у близкой родственницы – «аьрхIялщар». Она проводила это время с близкими подругами, которые старались скрасить её пребывание в этом доме всевозможными развлечениями. Жених тоже на неделю отправлялся жить к опекуну. В это же время родственники юноши приходили в дом к невесте с подарками. Они угощали девушек традиционной лакской мучной кашей, а также приносили на подносах хну. Незадолго до ухода родные жениха красили этой хной ладони невесты. С этого момента ей запрещалось выполнять какие-либо работы по дому.  Подобный обряд существует в Индии и Турции, и называют его «ночь хны». В восточной культуре это символизирует переход из жизни девичьей в жизнь замужнюю.

В лакских селениях накануне свадьбы в доме невесты проходит девичник. Туда стекается вся сельская молодёжь и приглашаются музыканты.

Обычно за день до свадьбы проводят религиозный обряд бракосочетания, который в народе называют «магъар».

Ах, эта свадьба!

У лакцев свадьба в доме жениха и невесты начинается в одно и то же время. После полудня родственники жениха подходили к дому невесты и пели песни, призывая её выйти к ним навстречу. В сопровождении подруг и родственниц новобрачную выводили из дома. Сопровождающие её женщины несли в руках зажжённые факелы и лампы, что служило для невесты оберегом от злых духов. В день свадьбы в селениях лакцы жгут костры на пути свадебного кортежа. Один возле дома невесты, ещё один – у дома жениха. Также участники свадебной процессии несут с собой еду, которой будут угощать жениха и его родственников на следующий день.

Лакская невеста берёт из дома два куска хлеба. Один она бросает во двор родительского дома, а другой – возле дома своего избранника. Считается, что это поможет ей жить в достатке в новом доме, а также символизирует, что она больше не нуждается в опеке своих родителей.

Дагестанские женщины

Длинный путь к семейному счастью…

Издавна, по традиции, молодёжь преграждает путь свадебному кортежу. Раньше от них откупались хлебом, халвой и сладостями, в наши дни – деньгами. Как правило, свадебное шествие растягивалось до глубокой ночи. Интересно, что чем дольше шла процессия, тем престижнее считалась свадьба. А невесты селения Балхар могли растянуть этот путь до дома жениха аж на 2 (!) дня, ночуя в домах у родственников (кстати, отсюда и выражение «собираться, как балхарская невеста»).

Когда невеста с сопровождением наконец доходила до дома жениха, она проходила по ковру, который затем переходил в её собственность. В дар новобрачной могли вывести корову, которой надрезали ухо.

Когда невеста переступала порог дома, её осыпали зерном, рисом и сладостями.

У дома невесту ждала свекровь с мёдом и сладким напитком. Угостившись, новобрачная должна была посмотреться в зеркало.

Тем временем во дворе самые близкие родственники жениха собираются в круг и танцуют ритуальный танец «гиргичу» – как символ радости, что невеста уже на пороге их дома. Этот танец у лакцев ещё называют «танцем осуществившейся мечты».  

По постели молодожёнов перекатывают маленького мальчика, что по древним поверьям должно обеспечить рождение множества сыновей. Невесту сажают в занавешенный угол комнаты, где она ждёт прихода своего суженого. Он появляется на пороге ближе к полуночи, пробует что-нибудь со стола, который накрывают перед невестой. После этого новобрачные остаются наедине.

Свадьба на этом не заканчивается. Весь следующий день невеста принимает гостей. К ней приходят родственники с подарками. Каждого из них она в ответ также одаривает.