Приданое невесты – табасаранский ковёр

У каждого народа своё традиционное ремесло. Например, у кубачинцев – ювелирное дело, у балхарцев – гончарный промысел. Основным видом деятельности табасаранцев всегда было ковроткачество.

Девушки у ткацкого станка.

Табасаранские ковры славятся красотой и долговечностью. Секрет – особая техника изготовления и качество пряжи. На самом деле, табасаранские ковры и дагестанские ковры – одно и то же, но так вышло, что в других районах Дагестана ковроткачеством заниматься уже перестали, а табасаранцы продолжают развивать ремесло предков, передавая знания от матери к дочери. Традиционно, изготовление ковров – женская работа. Ковровщица редко трудится в одиночку. Часто она зовёт на помощь родственниц и соседок. За одним станком могут работать сразу шесть мастериц. Они шутят, поют и рассказывают друг другу забавные истории, так что работа напоминает женские посиделки. Но легкой её не назовёшь. Процесс создания ковра очень трудоёмкий и занимает около полугода. Умелые мастерицы работают быстро, тратят на один узелок всего две секунды. За день одна женщина может связать восемь тысяч таких узелков! А всего в ковре среднего размера их около трёх миллионов.

Женщины за работой.

Сначала на станок натягивают белые нити – основу, на которой завязывают узелки разного цвета в зависимости от рисунка. Сделав несколько рядов, их отбивают специальной тяжёлой колотушкой, чтобы они были плотнее. Табасаранские ковры различают ворсовые, безворсовые и войлочные. Ворсовые ковры предназначены висеть на стене. Безворсовыми коврами обычно покрывают пол. Разновидностью безворсового ковра является «сумах». У него особая техника плетения, в результате которой под ковром остаются шерстяные нити длиной 10-15 сантиметров. За счёт этого они мягче на ощупь и лучше сохраняют тепло. Видов ковров огромное множество. В основном, они различаются по размеру, толщине, количеству узелков на квадратный сантиметр и т.д.

Но самое главное в ковре – его рисунок. Учёные утверждают, что существует «язык коврового искусства» и в каждом изделии что-то зашифровано. Раньше на коврах изображались сцены из жизни, моменты сражений, обряды – естественно, в виде символов. На Кавказе считается, что ковры с определёнными орнаментами могут принести своему владельцу удачу, счастье, защитить семью от невзгод.

Рассказывают, что в далёкие времена на Кавказе качество ковров проверяли так: сначала по нему пробегал табун лошадей, затем ковёр оставляли пару дней лежать под солнцем и какое-то время держали в воде. Если после всех «экзекуций» ковёр не терял своих свойств, значит, мастер сделал всё как надо. Дагестанские ковры ручной работы прослужат своим хозяевам триста-четыреста лет, тогда как срок использования персидских ковровых изделий – не больше ста пятидесяти лет.

Нити

Уникальность табасаранских ковров ручной работы ещё и в том, что для их изготовления используются натуральные материалы и красители. Нитки производят из шерсти высокогорных овец. Она лёгкая и эластичная, лучше впитывает цвет. Кстати, хоть на прилавках магазинов сейчас можно найти любую краску, но многие ковровщицы продолжают пользоваться натуральными красителями – индиго, полынью, барбарисом, ореховой корой, ведь только с их помощью можно получить глубокие оттенки, которые не потускнеют с годами.

Сейчас ковроткачеством занимаются в табасаранских селениях единицы. Раньше было по-другому. Почти в каждом доме стоял ткацкий станок. Когда в семье подрастала дочь, ей собирали приданое. Станок мог не использоваться годами, но, когда возникала необходимость в новом ковре, его вновь собирали, доставали пряжу и начинали работу. Два больших и красочных ковра и одна «дорожка» – обязательные предметы в приданом табасаранской невесты. Девушка на выданье должна была сама смастерить себе ковёр, или хотя бы участвовать в процессе создания.

Когда ковёр готов, его чистят и выносят во двор, где прямо на нём танцуют мастерицы. Таким образом отмечают окончание долгой и кропотливой работы, а заодно заряжают ковёр положительной энергетикой. На ковёр не пускают незамужних и холостых, а также тех, кто не сделал на нём ни одного узелка.

Танец на ковре.

Сейчас в магазине можно купить ковёр любого размера и рисунка, но табасаранские ковры ручной работы – недешёвое удовольствие. Квадратный метр ковра, сотканного с использованием искусственных красителей, стоит около 10 000 рублей, а с использованием натуральных – в два раза дороже. И если раньше создание орнамента зависело от секретных схем и фантазии мастерицы, то сейчас с помощью компьютера можно превратить в ковёр любое изображение.