Дагестанский обряд шествия невесты к дому жениха

Дагестанские свадьбы в сёлах и городах празднуют два дня: первый день в доме невесты, второй – невесту ведут в дом жениха. Обряд шествия невесты и её свиты в дом жениха был и остаётся главным акцентом свадьбы.

 

Свадьба – одно из самых значимых событий в жизни дагестанцев, поэтому к подготовке к свадебному торжеству всегда подходили очень ответственно, выполняя все обычаи, традиции и обряды. У каждого народа Дагестана, и даже аула, они были свои.

Большинство обычаев и обрядов имели мистическое значение и призывали уберечь новобрачных от сглаза и наветов, призывали в дом плодородие, достаток и благополучие.

В день перехода невесты в дом жениха её мать собирала приданое, невесту наряжали в самый красивый наряд. Особый смысл заключался в свадебном костюме. Дагестанки традиционно украшали себя множеством ювелирных украшений, чаще всего серебряных – считалось, что серебро защищает от дурного глаза. Девушке обязательно покрывали голову или закрывали лицо полностью. В селе Губден до сих пор бытует традиция накидывать на невесту пять платков.

    В одежде дагестанской невесты было много украшений, использовались дорогие ткани, золотые и серебряные нити.

За невестой из дома жениха направляли делегацию: в основном, это были взрослые родственницы, друзья жениха и уважаемые люди. Сам жених, согласно горским адатам, за невестой не ездил, а у некоторых народов вообще запрещалось присутствие жениха на собственной свадьбе. У даргинцев же, напротив, жених принимал активное участие в торжестве. Свадебную процессию сопровождали музыканты, все участники пели, танцевали и несли подарки и угощения на больших подносах. Подношения потом складывали в сундук, который, вместе с приданым, невеста забирала в дом жениха.

Свиту жениха пускали в дом не сразу, у андийцев был обычай расспрашивать «нарушителей спокойствия», кто они такие и зачем пришли, или даже штрафовать их! Подружки невесты закрывали на замок комнату, в которой находилась новобрачная и требовали выкуп – эта традиция соблюдается дагестанцами и по сей день.

Затем невеста с родственницами и подругами выходила в направлении дома жениха, но иногда это шествие растягивалось на долгое время. В сёлах Аракалы, Гергебиль, Балхар невеста могла идти к дому жениха, начиная с утра до самой ночи, делая шаг вперёд и два назад. В других, например, сёлах Бурикан, Сулевкент, Герга, Верхние Мулебки невеста тоже показывала нежелание идти в новый дом и всё шествие оглашала ритуальным плачем.

Шествие сопровождалось музыкой, пением, ритуальными и увеселительными действиями. Свадебная процессия передвигалась пешком, на арбах в равнинных районах, в горах – верхом. Женщины со стороны невесты несли свечи, лампы или светильники, сундуки и подносы с подарками и всё добро невесты. Молодёжь и дети села старались преградить путь свадьбе, чтобы получить выкуп – угощение, конфеты или деньги. У рутульцев, агульцев важную роль в шествии играли ряженые, которые всех разыгрывали, шутили, устраивали конкурсы и шуточную борьбу. Когда вся делегация доходила до дома жениха, друзья жениха стреляли в воздух. По приметам это должно было отпугнуть злых духов.

  Дагестанцы очень красиво танцуют и устраивают целые танцевальные состязания на свадьбах.

 

По прибытии невесты проводили обряд угощения – ей давали съесть ложку мёда, чтобы замужняя жизнь была сладкой и безоблачной, молодожёнов осыпали рисом, мукой, конфетами, под ноги кидали серебряные монеты. Затем невесту вводили в специально отведённую комнату, где она оставалась стоять в углу или сидеть на сундуке до самого окончания свадьбы, принимая поздравления от многочисленных родственников.

Конечно, в настоящее время редко можно попасть на традиционную свадьбу, особенно в городе, но многие обычаи соблюдаются и сейчас – обряд выкупа невесты, похищения жениха, медовый обряд при входе невесты в новый дом и многие другие.