Адаты и традиции даргинской свадьбы

У даргинцев, как и у всех народов Дагестана, свадьба считается одним из самых важных событий в жизни и проводится с большим размахом. К моменту свадьбы даргинец должен иметь дом, куда приведёт свою избранницу. А невеста варила вареник в знак своего согласия на свадьбу.

Даргинская невеста

Выбор будущей жены и сватовство

У даргинцев, как и у большинства народов Дагестана, существует брак по сговору – когда родители выбирают суженую для своего сына. Предпочтение отдают девушке из своего рода или села, равной по материальному и общественному положению. Наряду с общими требованиями, в каждом селении есть свои критерии оценки «качества» предполагаемой невесты. В Кубачи, например, издавна решающим был вопрос физического здоровья девушки, ведь главная миссия женщины в браке – родить наследника. В Сулевкенте, который всегда славился гончарным промыслом, хорошей невестой считалась женщина с широкой стопой, поскольку добывали глину, а затем месили её представительницы слабого пола. В селении Амузги, к примеру, в почёте были сильные и высокие девушки. Им нередко приходилось заниматься тяжёлым физическим трудом, например, вращать колесо для заточки кинжалов.

Лопатка с деньгами

Раньше, если юноша сам присмотрел себе невесту, он не мог сказать об этом родителям напрямую. Такое поведение считалось неприличным. О своём выборе он говорил родственникам или друзьям, а они уже сообщали родителям.

Родные невесты тоже предъявляли к предполагаемым женихам определённые требования. Даргинец должен был быть обеспечен жильём, куда приведёт жену. Также смотрели на мастерство юноши и узнавали, посвящён ли он в батыри (Батыр – с тюркского «лихой наездник», «богатырь»).

Сватами у даргинцев могут быть и мужчины, и женщины, главное – они должны уметь красиво говорить и убеждать. При их появлении потенциальная невеста выходит за дверь и не присутствует при разговоре. А её родители, даже когда они согласны на брак, никогда не дают положительного ответа сразу. Когда же, наконец, они соглашаются, то назначают дату и закрепляют договор ценным подарком девушке. Обычно это ювелирное украшение: серьги, кольцо, браслет. После сватовства жених может общаться с невестой только в присутствии родственников или подруг.

Подготовка к свадьбе

Приданое невесты состояло из мебели и других предметов быта, которыми обставляли комнату молодожёнов. Сюда же входили посуда, постельное бельё, одеяла, ковры и т.д. В селениях наиболее состоятельные родители отправляли с дочерью корову или мелкий рогатый скот. Чтобы забрать приданое, родители жениха ждали особого приглашения, которое отправляли обычно с маленьким мальчиком. Этого ребёнка они одаривали подарком.

Помимо калыма, родственники жениха готовили невесте дорогие подарки – обычно несколько комплектов одежды и драгоценности.

Свадьба

Свадьба продолжалась четыре дня. Если она отмечалась в селе, то веселились все односельчане. Первый свадебный день проходил в доме невесты. К вечеру туда являлись родные жениха с традиционными подарками для девушки. Возглавляла процессию самая близкая родственница. Она несла в руках вазу, наполненную рисом, в который были уложены золотые украшения для невесты. Гостей угощали, а когда те собирались домой, то давали с собой тарелку с варениками, которые приготовила невеста специально для жениха. Это был символом окончательного согласия невесты на брак.

Вареники

Свадебный наряд даргинки шили из дорогой восточной парчи ярких цветов, на которых вышивали серебряными или золотыми нитями «казы». Число таких нитей в платье могло достигать двадцати пяти. Дополняли образ всевозможные украшения из драгоценных металлов. На нарядной чухте крепились серебряные цепочки тонкой работы, на пальцах сверкали золотые перстни. Были также популярны нагрудные подвески, которые отделывали жемчугом, самоцветами, зернью.

Обязательным элементом наряда новобрачной были свадебные браслеты. Они надевались всего один раз в жизни – на свадьбу, и переходили по наследству.

Во второй день свадебного торжества в дом жениха и невесты приходят со всего селения. Недалеко от дома жениха оборудуют специальную танцевальную площадку, где с самого утра начинают играть музыканты.

Даргинские свадьбы не зря считаются самыми бесшабашными, происходящее на них неискушённому зрителю может показаться странным и даже диким. Особый колорит свадьбе придают «полтярс» (ряженые в масках), целью которых является развеселить присутствующих. Мужчины переодеваются в женщин, в животных. Излюбленная забавы полтярс – гнаться за женщинами и детьми, размахивая бычьим хвостом или шкуркой освежеванного барашка, посыпать гостей мукой и обливать водой. Каким бы чудаковатым не выглядел этот обычай, однако стоит признать, что градус веселья он повышает!

Ближе к вечеру, родственники жениха отправлялись за невестой. В составе свадебной процессии шли люди с зажжёнными факелами. Считалось, что свет факелов отгоняет нечистую силу. Если даже дома молодожёнов находились по соседству, поход за невестой длился несколько часов. Свадебный кортеж то и дело останавливался, начинались танцы, шуточные конкурсы. У дома жениха свекровь посыпала голову будущей невестки орехами, конфетами и рисом. Перед тем, как ввести новобрачных в их комнату, мать мужа смазывала губы невестки мёдом. Жених в это время прятался от гостей, а когда приглашённые расходились, друзья провожали его тайком в комнату молодой жены.

Руки невесты

В каждом даргинском селении существовали свои свадебные обычаи. Вот наиболее интересные:

1. Когда невесту вели в дом жениха, ей запрещалось оглядываться назад, чтобы не возвращаться больше в родительский дом.

2. Когда родственники жениха приходили за невестой, то считалось доброй традицией, если удавалось незаметно умыкнуть какую-нибудь ценную вещь. Этот предмет затем переходил в собственность новобрачной.

3. В селении Ванашимахи родственники жениха на сельской площади пекли чуду очень больших размеров и относили родственникам невесты. Порой диаметр такого пирога достигал двух метров. А жители села Урахи шли ещё дальше в своей изобретательности. Они ухитрялись поместить в это чуду семь бараньих грудинок.

4. Первый, кто приглашал невесту на танец, должен был осыпать её золотом. Считалось, чем больше золота, тем счастливее будет невеста. Сегодня золото заменили бумажные купюры, которые принято кидать новобрачной на голову.

5. В том же селении жених, перед тем как невеста зайдёт в свою комнату, прятался за дверью. Когда девушка входила, он должен был ударить её по спине три раза, что символизировало главенство и власть над женой в браке.

6. В селении Гапшима на третий день свадьбы устраивали танец невесты. Станцевать с невестой должны были все присутствующие мужчины по очереди. После этого танца начинался национальный «танец одиннадцати». В нём участвовали одиннадцать женщин и одиннадцать мужчин. Ведущими были самые пожилые мужчина и женщина – они очерчивали рисунок танца.

7. Даргинская невеста заходила во двор жениха с покрытой головой. У входа в дом перед ней резали барана, а кровь проливали прямо под ноги. Этот обряд считался сильным оберегом для невесты от сглаза. Затем её отводили в комнату, где уже лежало приданое, и там она ждала своего мужа.

8. В первую брачную ночь под дверью молодожёнов караулили родственники, дожидаясь «знака девственности». Получив «знак», они поздравляли друг друга, стреляли из ружья и радостно кричали. Считалось, что с этого момента молодые стали полноценными мужем и женой.